Препарат трастузумаб дерукстекан не рекомендован к включению в перечень ЖНВЛП. Кто проиграл?
Препарат трастузумаб дерукстекан не рекомендован к включению в перечень ЖНВЛП по результатам заседания комиссии МЗ. Кто проиграл?
27 августа состоялось долгожданное заседание Комиссии Минздрава по пересмотру перечней ЖНВЛП/14ВЗН, на котором рассматривался вопрос включения препарата МНН трастузумаб дерукстекан (Энхерту) в ПЖНВЛП. С результатом голосования 6 «ЗА»: 10 «ПРОТИВ» включение было признано Комиссией нецелесообразным1. Основной причиной отказа стало предположение о потенциально большом, «взрывоопасном» влиянии препарата на бюджет. В то же время большинство держателей бюджета онкологических учреждений регионов, по словам представителя Минздрава, включение препарата поддержали. Вопрос влияния на бюджет весьма неоднозначен, ведь включение любого нового препарата в ПЖНВЛП не сопровождается пересмотром финансирования и выделением на него каких-либо средств – ни дополнительных, ни внутри существующих, утверждаемых на год, денег2 . Само по себе включение в список означает фиксацию предельной цены препарата, как правило существенно ниже текущей закупочной цены, и открывает возможность для его возмещения в Программе Государственных гарантий2. При этом, отдельным требованием для возмещения в ОМС является еще и наличие препарата и соответствующей схемы применения в утвержденных Минздравом клинических рекомендациях, помимо его наличия в ПЖНВЛП3. Поэтому за словами «влияние на бюджет» на самом деле стоит риск перераспределения денег с одних нужных и жизненно важных лекарств на другие, например Энхерту. Действительно, учитывая значимые клинические преимущества Энхерту перед существующими и возмещающимися препаратами, можно предположить, что для какой-то части пациентов такой выбор был бы сделан. Однако, для каждого конкретного пациента подход к терапии определяется с учетом всех индивидуальных особенностей больного и клинической ситуации в целом. Кто-то получает более дорогое лечение, кто-то менее — это базовый принцип работы системы ОМС, необходимый, чтобы «уложиться» в утвержденный тФОМС годовой бюджет3. Таким образом, появление в ПЖНВЛП нового высокоэффективного препарата лишь расширило бы арсенал возможностей в руках лечащего врача, не обязывая его назначать новое дорогостоящее лечение каждому больному, потенциально подходящему под показание. Получается, что как минимум в 2025 году у подавляющего большинства больных HER2+ опухолями новых возможностей не появится. Так кто же проиграл в результате такого решения - компания, государство, специалисты или пациенты?
Или все вместе?
1. Материалы по деятельности Департамента МЗ РФ, https://minzdrav.gov.ru/ministry/61/10/stranitsa-858 (дата доступа: 02.09.2024)
2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", https://minzdrav.gov.ru/documents/7025 (дата доступа: 02.09.2024)
3. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", https://base.garant.ru/12180688/ (дата доступа: 02.09.2024)
4. Общая характеристика лекарственного препарата ЭНХЕРТУ (лиофилизат для приготовления концентрата для приготовления раствора для инфузий, 100 мг). Регистрационное удостоверение ЛП-N(001242)-(РГ-RU) от 21.09.2022 (переоформлено 12.10.2023).